Воскресенье, 29.09.2024, 08:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Уча других, мы учимся сами. Сенека

Голосование
Проголосуй за наш сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 50
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Михайлова Т.Н. заместитель директора по НМР, МОУ СОШ №18 с.Харагун Хилокский район Забайкальский край Компетентностный подход - проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И.Д.Фрумин) В условиях динамизма, комплексности, масштабности общества, остро встает вопрос об изменении целей и содержания управления образованием. Одним из направлений модернизации российского образования является более широкое использование компетентностного подхода, что связано с расширением образовательного пространства за пределы формального образования в параллельные структуры системы непрерывного образования и формированием навыков деятельности в конкретных ситуациях. Компетентностный подход широко распространен в странах Западной Европы и США. Об этом свидетельствуют, например рекомендации Oxford Cambridge and RSA Examinations по использованию набора так называемых «ключевых компетенций» (познавательные, социальные, информационные и др. компетенции) как основу для построения учебных планов и программ общего образования для всей Европы. Существуют различные подходы к понятию компетенции. Мы подразумеваем под компетенцией способность реализации знаний и умений в конкретной ситуации. Компетенция — это квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность. Одной из основных проблем компетентностного подхода является создание общепринятой методики формирования ключевых компетентностей и определение адекватных средств их реализации. Данный подход требует изменения управления образовательным учреждением и учебным процессом, так как формирование компетентностей требует создания определенных учебных ситуаций, которые могут быть реализованы в специальных учебных средах, позволяющих учителю моделировать и осуществлять эффективный контроль над деятельностью обучаемого в этой модельной среде. Термин «компетенция» (в переводе с латинского — соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Отметим несколько особенностей такого понимания ключевых компетентностей, формируемых школой. Во-первых, речь идёт о способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности. Во-вторых, речь идёт о способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов. В-третьих, имеется в виду решение проблем, актуальных для школьников. В результате информационного поиска, собственного опыта педагогической деятельности, анализа социального заказа, коллектив МОУ СОШ №18 с.Харагун Хилокского района убедился в том, что чтобы выжить, школа должна измениться. Изменение формата знаниевой парадигмы образования на компетентностную предопределило необходость осмысления и пересмотра целевых, содержательных и процессуальных характеристик управления образовательным учреждением в их неразрывном единстве. В связи с этим был проведен анализ управленческой деятельности, обеспечивающей качественные аспекты результатов процесса образования с позиций компетентностного подхода. Функционирующая в школе система управления создана с учетом реалий сегодняшнего дня. В целях развития общественного участия в образовательной деятельности, повышения открытости и инвестиционной привлекательности был создан Управляющий совет из числа учащихся, педагогов, родителей и представителей общественности. Разработана программа развития ОУ, реализуя которую в 2008 году школа стала победителем ПНПО и получила грант в 1 млн. рублей. Это дало возможность подняться на новую ступень всему школьному сообществу, как в моральном, так и в материальном плане. Совершенствование материально-технической и ресурсной базы учебно-воспитательного процесса позволило: • оборудовать второй компьютерный класс • обеспечить школу электронными учебными пособиями по большинству предметов учебного плана, оформить годовую подписку на КМ-школу Функции управления сводятся в конечном итоге к управлению ресурсами. Главным внутренним ресурсом является учитель. Поэтому и методическая работа, и управленческая деятельность должны быть направлены на формирование ключевых компетенций учителя. Сохранив предметные методические объединения, мы вышли на создание технологической карты контроля, где учителя в зависимости от уровня профессиональной компетентности и необходимой методической помощи на основе самодиагностики объединились в группы: группа высшего мастерства (работают на самоконтроле), группа совершенствования педагогического мастерства (взаимо и самоконтроль), группа становления молодого учителя (ВШК, взаимо и самоконтроль), группа основного контроля (ВШК, взаимо и самоконтроль). Это дало возможность развивать педагогические компетенции учителя. Школа стала в 2009 году краевой экспериментальной площадкой по созданию единого информационного пространства. И потому, владение ИКТ-компетенцией является одним из важных показателей профессионализма учителя нашей школы. Большое внимание в школе уделяется курсовой подготовке педагогов, которая организуется в нескольких направлениях: · выездные курсы Интернет-центра, обучено 92% педагогов на двух уровнях · дистанционные курсы для руководителей ОУ и библиотекаря от КМ-школы · предметные курсы на базе ЗабКИПКРО · Длительные курсы повышения квалификации, с получением диплома «Учитель профильной школы» Создание единого информационного пространства (ЕИП) изменило характер управленческой деятельности. И потому, говоря о компетентностном подходе в управлении школой, остановимся на роли ЕИП в нем. Информационно-аналитическое направление, занимало и занимает ведущее место в управленческой деятельности, реализовать которое мы смогли с помощью электронного продукта КМ-школа. Была создана локальная сеть, которая объединяет компьютерный класс, АРМ библиотекаря, АРМ директора школы, АРМ завуча по учебно-воспитательной и воспитательной работе, АРМ учителя. С помощью компьютерных технологий: · Создается банк данных учащихся и педагогов · Осуществляется ведение компьютерного делопроизводства · Планируется работа с программным обеспечением по составлению расписания учебных занятий. · Отработана компьютерная подготовка методической документации, документации по воспитательному процессу, отчетов школы. · Осуществляется мониторинг качества знаний · Создается база данных по социально-психологическому сопровождению · Библиотекарем создается банк данных электронных образовательных ресурсов · Ведется компьютерный учет сотрудников школы по пенсионному фонду в программе «ПФ-ОТЧЕТ». Сегодня информационно-аналитическая система, созданная с помощью КМ –школы, позволила администрации освободиться от рутинной работы, перейти на электронный школьный документооборот, автоматическое формирование статотчетности, проводить различные виды мониторинга для отслеживания качества, обученности. Компетентностный подход в управлении предполагает возможность получения полной и оперативной информации обо всех сторонах жизни школы. Сбор информации осуществляется службой сопровождения. В школе имеется программа психолого-педагогического сопровождения (ППС) образовательного процесса, которая работает по следующим направлениям: 1.ППС процесса адаптации учащихся в переходные периоды. 2.Консультативная работа 3.Психодиагностика образовательного процесса. 4. ППС предпрофильной подготовки и профильного обучения. 5.ППС учащихся «группы риска». 6.Просвещение всех участников образовательного процесса. Используются различные виды мониторинга: информационный, базовый, сравнительный, динамический, мониторинг личностного развития учащихся, мониторинг учебных достижений по каждому ученику, мониторинг профессионального и личностного развития учителя. Одной из составляющих компетентностного подхода является общественная оценка деятельности школы. С 2007 года школа имеет свой сайт http://www.schol18haragun.ucoz.ru/, а подписка на КМ-школу позволила создать сайт школьной библиотеки http://schsite.ru/haragun-sch18. В рамках ЕИП создан информационный центр в который входит библиотека (начато создание медиатеки), школьная газета «Портфельчик» (выпускается с 2006 года, распространяется в школе и на предприятиях села) и школьный телеканал «Новая волна» (рубрики: «Школьные новости», «Музыкальная открытка», «Спортивные новости», «Уголок интересных фактов», «Ровесник», «Модная школа») Важным аспектом компетентностного подхода в управлении школой является предпрофильная и профильная подготовка. Предпрофильная подготовка осуществляется через: · диагностику · введение элективных курсов · спецкурс «Профессиональная ориентация» Профильная подготовка через разработку индивидуальных образовательных траекторий и введение профильных элективных курсов. С 2007 школа является районной экспериментальной площадкой по психолого-педагогическому сопровождению предпрофильного и профильного обучения. Школа осуществляет начальную профессиональную подготовку по специальностям «Тракторист – машинист» категории «В,С» и водитель категории «В,С», что дает возможность выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда. В школе работает программа «Управление качеством образования на основе внедрения информационных технологий и образовательного мониторинга в учебно-воспитательный процесс школы» на 2008-2011 годы, которая заняла в 2009 году первое место в краевом конкурсе внутришкольных систем качества. Большое внимание при разработке и реализации образовательных программ уделяется развитию коммуникативной, психолого-педагогической и информационной компетентности преподавателей. Реализуемые способы оценки уровня компетентности сотрудников школы: - самооценка преподавателем своей профессиональной компетентности; - оценка профессиональным сообществом (анкетирование) - оценка учениками через организацию обратной связи посредством анкетирования; Основные используемые технологии развития профессиональной компетентности являются тренинги (например, тренинги моделирование современного урока, стрессоустойчивости, организация и проведения деловых игр - «Проектирование компетентностей учителя»). В школе разработана система олимпиад и конкурсов для учащихся и преподавателей. Среди них такие конкурсы, как: «Самый классный классный», «Лучший ученик года», смотр конкурс художественной самодеятельности, лучшее методическое обеспечение учебного процесса, применение новых педагогических технологий, разработка электронного образовательного ресурса. Педагоги и учащиеся активно участвуют в районных, краевых и всероссийских олимпиадах, конференциях, конкурсах, показывая хорошие результаты. Ежегодно школа занимает 2-3 места в рейтинге школ района. Управление образовательным учреждением с учетом компетентностного подхода позволило школе за последние 2-3 года стать школой развития и успеха. Список литературы 1. Гнатышева, Е.А. Модель профессиональной компетентности руководителя / Е.А. Гнатышева // Проф. образование : журнал. - 2006. - N3. - С. 21. 2. Ермаков, Д. Компетентность в решении проблем / Д. Ермаков // Нар. образование : рос. обществен.-пед. журн. - 2005. - №9. - С. 87-93. 3. Осмоловская, И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования / И. Осмоловская // Директор шк. : журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2006. - N8. - С. 64-69. 4. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров: учеб. пособие / ред. : Т. И. Шамова. - М. : Педагогическое общество России, 2006. - 96 с. - (Образование XXI века).
Категория: Мои статьи | Добавил: admin (03.05.2010)
Просмотров: 4218 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz